material

Старые стратегии на планшете с Windows

Теги: Статьи, Игры

Об устройстве и особенностях системы

Я пользуюсь планшетным компьютером с операционной системой Windows всего пару месяцев. За это время я успел попробовать поиграть на нём в несколько игр. Поскольку я не люблю современные игры, специально разработанные для сенсорных экранов и устройств с акселерометром, я решил попробовать запустить на своём устройстве старые стратегии.

Почему именно стратегии? Если сравнивать стратегии с другими жанрами игр, стоит обратить внимание на то, что предстоит играть на сенсорном экране, и управление в стратегиях ориентировано на мышь, а не на клавиатуру. Клавиатура используется больше для вспомогательных функций. Кроме того, чем динамичнее игра, тем сложнее в ней управление. Поэтому, на мой взгляд, для планшета более подходят игры с размеренным игровым процессом.

По параметрам моё устройство должно поддерживать игры - четырехъядерный процессор Intel Atom 1.33 ГГц, 1 Гб ОЗУ, видеочип Intel HD Graphics. Основная проблема - отсутствие устройств ввода: мыши и клавиатуры. Сможет ли решить эту проблему сенсорный экран или нет - мне предстояло узнать.

Первые впечатления об удобстве устройства были отрицательными. Представьте, что будет, если сжать экран вашего монитора (17 или 19-дюймового, с разрешением примерно 1200 на 800 px) до размеров половины тетрадного листка. Насколько мелкими становятся все элементы, особенно значки панели уведомлений (16х16 px).

Очень часто бывает сложно попасть в элементы управления. Перемещать окна по экрану - одна из самых сложных задач, особенно если заголовок окна находится рядом с верхним краем экрана - Windows заботливо начинает перемещать весь рабочий стол... Но кое-как совершать жизненно необходимые операции в системе, всё же, можно, поэтому я не отчаиваюсь и пробую запускать на планшете разные полезные программы и, конечно же, старые добрые игры.

Сразу хочу сказать, что я не сторонник Metro интерфейса. Во многом, из-за того, что все программы, переделанные в Metro из обычных, теряют очень важные для меня функции, которыми я привык пользоваться, и я не вижу смысла расставаться с ними. К примеру, в Skype и Line отсутствует функция перетаскивания файла на окно программы для отправки его собеседнику, а все принимаемые файлы сохраняются системой в каких-то временных папках и засоряют систему. Сразу вспоминаются слова из одной забавной песенки компьютерщиков:

Всяки файлы где попало на винте я положу,
Юзер-ламер не узнает, я ему не расскажу.

Поэтому, я сразу решил облегчить систему, установив одну из сборок от Лопаткина, в которой отсутствуют ненужные мне Metro-приложения и прочий мусор Windows 8.1 и оставлено только самое необходимое. Для установки я разделил память устройства (16гб) на 2 тома, в один из них (7гб) установил систему, основные программы и настроил файл подкачки, тем самым заполнив почти весь том. На другом томе (9гб) поместил портативные программы и документы.

Первый опыт запуска Dune 2000

На этом закончу затянувшееся вступление и перейду непосредственно к основной теме статьи. Начал я свои эксперименты по запуску старых игр на планшете с игры Dune 2000. Разархивировал игру и запустил исполняемый файл... На моё удивление, всё замечательно запустилось, несмотря на то, что игра старая, без каких-либо ошибок или глюков. В меню можно нажимать на кнопки, выбирать необходимые пункты.

Так что я зашёл в режим схватки, выбрал карту, компьютерного противника и начал игру. В самой игре сразу заметил проблему с управлением - перемещение камеры организовано подведением указателя мыши к краю экрана, что невозможно выполнить на планшете. Вернее сказать, возможно - если нажать где-то в области края экрана, указатель мыши переместится туда, но там же, по мнению системы, и останется.

Так что камера будет перемещаться до тех пор, пока мы не нажмём куда-либо ещё на экране. Это, конечно же, ужасно неудобно, и ввиду отсутствия клавиатурных «стрелок» двигать камеру в игре невозможно.

Удивительный программный тачпад

По счастливой случайности, я нашёл на просторах интернета эмулятор мыши для планшетов на Windows. Вернее, даже не эмулятор мыши, а эмулятор тачпада - программу Touch Mouse Pointer. Не скажу, что я любитель тачпадов, наоборот, я никогда не любил ими пользоваться. Однако, в данном случае речь немного о другом тачпаде - не аппаратном, а программном.

Итак, программа позволяет создать на экране область, которая будет эмулировать тачпад. Передвигая по этой области палец, мы можем управлять курсором мыши. Нажимаем на область - эмулируется щелчок мыши. Всё просто и удобно. Кроме того, имеются различные жесты - касание двумя пальцами, щипок, касание и удержание и т.д. И, самое главное - есть возможность назначить областью тачпада весь экран устройства. На мой взгляд, это наиболее удобный режим работы. Мы управляем указателем мыши, передвигая его по экрану жестами вверх, вниз, влево и вправо, а также, можем эмулировать нажатие левой, правой и средней кнопок мыши.

При необходимости, можно настроить эмуляцию колеса прокрутки. Такой программный тачпад лучше любого аппаратного, потому что по сравнению с другими он просто огромный, его поверхность гладкая и при желании мы можем пользоваться им двумя руками одновременно.

Таким образом, программа, создающая виртуальный тачпад, решила одну из проблем игры в старые стратегии на планшете. Далее я столкнулся с другой проблемой - при сохранении игры необходимо вводить название сохраняемого файла, а для этого нужна клавиатура. Об удобстве сенсорной клавиатуры Windows лучше промолчать, но самое обидное - что открыть её можно только нажатием специального значка на панели задач (в Windows 10 додумались добавить автоматическое открытие клавиатуры при нажатии на поле для ввода, подобно системе Android, хотя эта функция работает далеко не во всех полях для ввода текста...). На мой взгляд, это одна из самых неприятных проблем планшета с Windows, и лучше бы на его корпусе была кнопка «Сенсорная клавиатура» вместо кнопки «Пуск».

Переназначение аппаратных кнопок

Но то, что пока ещё не додумались сделать разработчики системы, в Windows всегда доделывают пользователи самостоятельно. И на этот раз мне помогла простая программа для переназначения функций кнопок физической клавиатуры MKey.

В этой программе можно переназначить действие при нажатии на какую-либо кнопку клавиатуры. К примеру, на кнопку Backspace можно назначить функцию кнопки Delete или наоборот. Для своего планшета я переназначил функции кнопок Esc и Enter на кнопки громкости. В игре иногда нужно вводить текстовые данные, например, при сохранении. Как ни странно, кнопка Windows всё-таки пригодилась, чтобы свернуть открытую игру и запустить экранную клавиатуру. Когда я снова развернул игру, я заметил, что в Dune 2000 возникли проблемы с графикой (экран стал зеленым и изображение выводилось лишь в верхней его части). Эту проблему исправить не удалось, пришлось выходить из игры и запускать её заново. Думаю, это проблема совместимости с новыми версиями Windows.

Поэтому я подключил аппаратную клавиатуру, создал несколько «слотов» для сохранения и теперь просто пользуюсь ими, не сворачивая игру. Вызываю меню паузы клавишей esc (громкость), выбираю необходимый пункт меню указателем мыши, щелкаю на «слоте» для загрузки или сохранения и нажимаю другую кнопку громкости (enter).

Теперь в игру можно полноценно играть, за исключением, конечно, различных клавиатурных сокращений, которые оказываются недоступными при игре на планшете. Но это можно считать неизбежным урезанием функционала. Ведь мы получаем возможность запустить игру, которая нам нравится, в любом месте и в любое время на нашем портативном устройстве.

Проблемы взаимодействия с мышью

Описанным выше способом удалось запустить на планшете ещё некоторые стратегии: Warzone 2100 и Command & Conquer: The Dawn of the Tiberium Age, а вот с запуском Emperor: The Battle For Dune возникли проблемы. По-видимому, игра каким-то образом напрямую взаимодействует с мышью, поэтому эмулятор тачпада в ней не работает. Однако, при подключенной Bluetooth-мышке всё вполне стабильно работает, даже эмулятор тачпада начинает функционировать в игре. Предполагаю, что игра определяет при запуске: если мышь подключена, то взаимодействие с ней обеспечивается. Потому как если подключить мышь уже при запущенной игре - она не заработает. Подобная проблема обнаружилась и в игре Earth 2160 - в ней виртуальный тачпад перемещает указатель, но реакции на нажатие не происходит.

Таким образом, хочу подвести итог - запуск игр на планшете с Windows возможен, и даже не только запуск, а полноценная игра. Играть в стратегии на планшете без мыши можно благодаря специальной программе Touch Mouse Pointer, которая позволяет создавать виртуальный тачпад, управлять указателем мыши и эмулировать прочие возможности, такие как колесо прокрутки и средняя кнопка.

Проблемы адаптации игр к планшетным компьютерам

В некоторых играх недостает всего пары дополнительных, простых в реализации возможностей, которые могли бы сделать возможной игру на планшетных компьютерах без необходимости использовать сторонние программы. К примеру, в Warzone 2100 можно было бы добавить передвижение камеры с помощью какого-либо жеста, и это решило бы проблему с перемещением камеры, а также, создать кнопку для вызова экранной клавиатуры, чтобы можно было ввести название слота при сохранении игры.

Для игр, в которых применяется управление с клавиатуры, существуют программы, позволяющие создать экранный джойстик и назначить на его кнопки определенные клавиши. Одной из таких программ является уже упомянутая в статье Touch Mouse Pointer. Она взаимодействует с виртуальным драйвером джойстика vJoy и позволяет назначить на экранные кнопки те или иные кнопки джойстика.

Использовать все эти программы неудобно, поэтому лучше учитывать все возможные проблемы сенсорного экрана при разработке игры. Добавив несколько функций для поддержки сенсорного экрана (использование жестов или экранные кнопки), можно значительно расширить аудиторию своего проекта. Особенно это актуально на данный момент, когда планшетные компьютеры с операционной системой Windows становятся доступными для любителей PC игр.

автор: SpectreZ работа над проектом: 2016 год
выложено уже 20 проектов из 124 созданных команда Perfect Light, 2017 год